Клуб любителей лодок
"Master"
 
 
 














.

Катера и Яхты №5 (197) 2005 г: "850 вёрст вниз по Дону"



850 вёрст вниз по Дону

В конце мая в редакцию пришло приглашение принять участие в пробеге на моторных лодках по маршруту станица Вешенская-Ростов-на-Дону, организованном ростовским спортивно-техническим клубом «Патриот». Старт был намечен на следующий день после окончания праздника «Шолоховская весна», традиционно проводящемся в день рождения знаменитого писателя и нобелевского лауреата в его родной станице. По случаю 100-летнего юбилея торжества прошли со столичным размахом. На подготовку к празднику из бюджетов различных уровней было выделено более 440 млн. рублей, большая часть которых была потрачена на благоустройство станицы. Одних только дорог заасфальтировали почти 140 км! Число участников побило все рекорды — в Вешенскую, население которой не превышает 9 тыс. человек, приехали около 200 тыс. гостей. Остановиться в самой станице, а тем более с лодками, оказалось просто нереально, но нам повезло — в 20 км вниз по Дону, на хуторе Лебяжинский (кстати, прототипе Гремячего Лога из «Поднятой целины») мы обнаружили удобную турбазу у самой воды. В общем, первые полторы-две сотни километров, не входящих в ос-новной маршрут, мы намотали на этом «перегоне» — пропустить какие-либо подробности праздника не хотелось.

Конец весны на Дону выдался необычно жарким даже для привычных южан — до сорока в тени, а с таким количеством комаров и мошки лично мне еще сталкиваться не доводилось. «Наши комары самого президента ели!» — хвастались местные жители, но это было слабым утешением, по скольку жужжащих тварей не брала ни жара, ни всякие «Москитолы» — стоило оказаться за пределами защищенного фумигатором домика, как вас буквально облепляли с ног до головы, что днем, что ночью. Субботним днем, на который было намечено окончание праздника, мы еще раз побродили по забитой людскими толпами станице и посетили музейусадьбу Михаила Шолохова. Поскольку к тому моменту успели воочию познакомиться с ее директором, внуком писателя Александром Шолоховым, пускали нас повсюду — ряд экспозиций на тот момент закрыли для широкой публики. Кстати, по началу Александр собирался присоединиться к нам, но в последний момент был вынужден отказаться от участия в путешествии — не пустили дела. Нас ждал сюрприз — оказывается, знаменитый писатель был при верженцем «Mercury»! Одна раритетная «двадцатка» обнаружилась в гараже, рядом с черной «Волгой» и «ГАЗ69», а другая, совсем древняя — в сарае, на корме неуклюжей дощатой плоскодонки. Судя по «боевому» внешнему виду обоих подвесников, в свое время без дела они не стояли. По словам Александра, дед сам покупал их в Швеции. Интересное совпадение — моторы этой марки стояли на всех пяти лодках, участвующих в пробеге, ведь СТК «Патриот» являет ся их официальным дилером, и в числе прочих целей пробега была оценка надежности импортной техники при длительных переходах и заправках сомнительным бензином, нередко встречающимся в российской глубинке. Кульминация праздника оказалась впечатляющим зрелищем. Для выступления попзвезд на набережной, возле знаменитой скульптурной композиции «Григорий и Аксинья», была выстроена огромная эстрада и установлены гигантские телеэкраны. Народу собралось столько, что яблоку негде упасть, и мы едва протолкались обратно на берег, где оставили лодки. Места нам достались самые выгодные — наблюдать за действом было лучше всего с воды, хоть и эстрада, на которой выступали такие не последней величины звезды, как Сергей Захаров, ансамбль «Русская песня» во главе с Надеждой Бабкиной, Валентина Толкунова и Николай Басков, располагалась к реке тылом. В самом начале, когда у организаторов скисла аппаратура, мы даже «за полнили паузу» синхронной ездой — судя по крикам и аплодисментам, наша эквилибристика на воде пришлась зрителям по душе. Но больше всего, конечно, всех восхитил заключительный фейерверк, который сопровождался весьма достойным лазерным шоу.

Нечто подобное я видел только в раннем детстве, когда и мороженое было слаще, и салют, казалось, занимал все небо. Минут за сорок яркие разноцветные фигуры, действительно охватывающие весь небосклон, ни разу не повторились, а зрители хоть и охрипли, но продол жали встречать каждый залп восхищенными криками. Когда под последний треск ракет по черному Дону величаво проплыла вереница из сот ниярких поминальных свечей, мы собрались и вслед за ними, практически в полной темноте двинулись на базу.

Увы, на следующее утро старт пробега пришлось отложить — на «флагманской» лодке «Флинт640», на которой шли руководитель похода и СТК «Патриот» Сергей Кузнецов и автор этих строк, треснул встроенный бак. Стало ясно, что для устранения последствий этой крайне досадной поломки и пополнения запасов бензина потребуется значительное время, поэтому решили разделиться — «Silver Eagle DC» и «Мастер540» со взрослыми экипажами отправить вперед (ведь в ряде населенных пунктов на маршруте нас ждали в определенное время), а самим вместе еще с двумя «Мастерами», которыми управляли юные воспитанники СТК «Патриот», двинуться вдогонку по готовности Смартстул . Неприятность с баком обернулась не только опозданием, но и необходимостью вместо ароматов южной природы целый день вдыхать пары бензина, полностью удалить остатки которого из корпуса не удалось, а также, словно по часам, останавливаться каждые 45 минут — ровно настолько хватало 115сильному «Optimax» переносного 20литрового бака на крейсерском режиме (4600 об/мин, 53-56 км/ч в зависимости от течения). Так что и город Серафимович (83й км пробега), и станицу Клетскую, в которой некогда проходили съемки фильма «Они сражались за Родину» и где в память умершего прямо на съемочной площадке Василия Шукшина на крутом берегу установлена часовня, мы проскочили без остановки. Поразила пустынность и берегов, и самой реки. Небольшую стояночку с пятком старинных «Казанок» и парой «Амуров» мы увидели только в Серафимовиче, а лодка на плаву — дощатая самодельная моторка, с явно браконьерскими целями пробирающаяся вдоль камышей — попалась нам за день и вовсе однаединственная. А после Клетской мы словно угодили на другую планету. На протяжении более 100 км нам не встретилось ни единого населенного пункта и ни единой живой души, хотя о наличии спрятавшихся где-то на просторах степи хуторов свидетельствовали попадавшиеся иногда стада коров, спустившихся на водопой. Берега, правда, здесь очень красивые и разнообразные, большей частью высокие и крутые. Дон очень сильно петляет — если ехать по шоссе, то между Вешенской и Ростовом всего лишь чуть более 400 км, по воде же — вдвое больше. Изредка попадаются давно заброшенные и проржавевшие элеваторы для ссыпки зерна в баржи — никакого судоходства вплоть до самого Цимлянского водохранилища нет и в помине. Странно, что остались кое-какие знаки судоходной обстановки — в основном левобережные буи белого цвета, но мы бы не взялись утверждать, что стоят они на положенных местах, поскольку в большинстве своем болтались они у самого берега чуть ли не под ветвями кустов и деревьев. В общем, не зря Верхний Дон и его левый приток Хопер считаются чуть ли не са мыми чистыми реками в Европе! Кстати, и природного речного мусора здесь практически нет — сплавляющиеся по течению хорошо заметные коряги попались на глаза лишь пару тройку раз.

Навигатор GPS разменивал уже третью сотню километров, а городок Калач-на-Дону, в котором мы планировали остановиться на ночлег, все не показывался. Берега попрежнему абсолютно пустынны, и даже спросить некого, где же мы находимся. Вскоре стало ясно, что в предварительные расчеты расстояний вкралась какая-то ошибка, и что скоро кончится бензин. Еще томительные полчаса и... О радость! За очередным поворотом на прибрежной опушке возникают бытовка на колесах, тлеющий костерок и два степенных мужичка. На наши возбужденные вопросы казаки обстоятельно разъяснили, что через пару километров ниже по тече нию стоит турбаза, при ней есть фургончик, а до бензоколонки километров десятьдвенадцать. Приободрившись, опять даем газу и вскоре действительно видим на левом берегу искомый оазис — настоящую цивильную гостиницу под названием «Наталья», а у ворот — «уазик», водитель которого за умеренную мзду согласился сгонять с канистрами на бензоколонку. Отель, подвернувшийся столь вовремя, и впрямь оказался неплох — уютные номера со всеми удобствами, баня с бассейном, ресторанчик... Если б только не мошка! Пасущаяся у входа гнедая кобыла то и дело пособачьи валилась на спину — бедное животное явно страдало от укусов кровососущих. Посовещавшись, решили, что от добра добра не ищут, и остались в гостеприимной «Наталье» до утра. Заодно сориентировались на местности — до Калача Берега на маршруте красивы, но большей часть пустынны мы не доехали почти 80 км. В рекламном буклете отеля тоже оказалась небольшая карта, на которой мы не без удивления обнаружили озерцо под названием Ильмень. Интересно, уж не из новгородцев ли местные казаки? Прямо от гостиницы на противоположный берег, к спуску, расположенному где-то в полукилометре ниже по течению у станицы Трехостровская, ходит паром: огромный понтон, который тащит на тросе крошечный катерок с автомобильным мотором, да такой, что и на борт-то спрыгнуть страшно — не опрокинет ся ли? Однако профессионал с цигаркой в зубах, сидящий за штурвалом, крутит прицепленным к буксиру мастодонтом, как хочет, с ювелирной точностью разворачивая его аппарелью к берегу и больше используя течение, нежели слабосильный мотор. Перевоз на этому чуде техники легковушки стоит 50 рублей, грузовика — 90. С безлошадного пассажира символически взимают три рубля. Поутру мы быстро докатили до Калача-на-Дону, где нас уже никто не ждал. Самого города мы, собственно, не увидели — ошвартовались у мест ной стоянки с полусотней стареньких дюралек, большинство из которых, судя по отсутствию моторов, чаще стоят на приколе. По старой схеме, на «частнике», съездили за бензином и отправились на просторы Цимлян ского водохранилища. Днем ранее этот участок маршрута вызывал у нас вполне обоснованные опасения — сильный ветер раздувал серьезную волну даже на реке, и пару раз нас основательно протрясло. Что же ждет наш караван на водохранилище, которое тут вполне обоснованно именуют морем? Однако, небесная канцелярия оказалась на нашей стороне — вода была гладкой, как зеркало. Просторы здесь и впрямь морские — в некоторых местах оба берега пропадают за горизонтом. Изза штиля и идеально гладкой воды го ризонт размывается, и создается впечатление, будто летишь на самолете над отражающимися в воде облаками. Прекрасно размеченный фарватер здесь сильно петляет — очевидно, повторяя старое русло Дона, особенно в районе Калача: то резко забирает под самый берег, то снова уводит вглубь. Пару раз был велик соблазн срезать все эти «тещины языки» по прямой, но мы благоразумно воздержались — слишком уж часто на карте попадалась пометка «затопленный лес». Лес лесом, но после строительства плотины ушли под воду и несколько населенных пунктов, а желания наехать на какую-нибудь подводную колокольню у нас не было. Буи пронумерованы, так что навигация столь же проста, как на шоссе с верстовыми столбами, и свернуть по ошибке на боковой фарватер, ведущий к какой-нибудь прибрежной станице, просто нереально, особенно при наличии карты.

Наконец-то на воде мы не одни — по пути нам повстречались несколько сухогрузов и танкеров, а также буксир-толкач с баржей, полной металлолома, ведь основной фарватер ведет к Волго-Донскому каналу, вход в который мы миновали в районе Калача. Из малюток увидели только «Прогресс-4» под «Вихрем» да некую неопознанную моторку, которая явно уклонилась от встречи с нашими катерами. Ничего удивительного — судя по характерным всплескам, рыбы на Цимлянском море навалом, а по краям судового хода, на «свалах», притаилось множество сетей, едва обозначенных притопленными пластиковыми бутылками, так что наезда пару раз удавалось избежать буквально в последний момент.

Южнее вода становится по-морскому зеленой и на вкус немного солоноватой. Волгодонск, обязанный своим появлением на свет шлюзам — город молодой, едва разменявший шестой десяток. Силуэт его образуют стандартные многоэтажки, но есть у него и свой узнаваемый символ — ростральная колонна, которая встречает суда на входе в порт. Прием нас ждал здесь более чем теплый, особенно если учесть сорокаградусную жару — на причале местного яхт-клуба участников похода встречал хлебом-солью казацкий хор, представители местной администрации, телевизионщики и, что немаловажно, бензовоз, так что заправились мы вполне по-европейски. Для экономии времени решили в тот же день пройти хотя бы два из четырех шлюзов. Стараниями заместителя главы городской администрации по социальной политике Людмилы Ткаченко прошлюзовали нас быстро и отдельно от всех. О «сталинской» архитектуре говорят всякое. Волгодонские шлюзы — далеко не худший ее образчик. Ну кто сейчас будет украшать шлюзовые ворота конными статуями? Вполне рутинная и раздражающая любителей высоких скоростей процедура была скрашена самой романтической аурой местных шлюзов, непосредственное отношение к которой имели и крайне доброжелательные операторы, с которыми общались по радио. Один из них даже сделал деликатную попытку растолковать неведомым «спортсменам», что такое рым — на тот случай, если мы этого не знаем. После ночевки на очередной турбазе проходим еще два шлюза, и остается последний перегон. Чем ниже спускаемся по течению, тем больше жизни на берегах и на воде. Очередной теплый прием в станице Николаевская с неизменным казачьим хором, и через пару часов по курсу возникает первый из ростовских мостов. Успели вовремя — погода на глазах портится, начинает дуть знаменитая «низовка», разводящая на Дону метровую волну, а на самом финише лодки накрывает ливень с градом. Казалось бы, что за расстояние 850 верст? На машине их можно без натуги преодолеть часов за десять-двенадцать. Но на воде, особенно в российской глубинке, в полной мере чувствуешь себя первопроходцем, несмотря на сравнимые скорости. Можно ли считать наш поход отдыхом? Если говорить о новых впечатлениях и опыте, то, безусловно, да. Однако пока подобные приключения все же не для тех, кто привык к комфорту и сервису. Чего стоили хотя бы те же проблемы с бензином! Наш 115-сильный «Optimax» на крейсерском ходу «съел» на маршруте около 430 л топлива, примерно по столько же пришлось на каждую из остальных лодок. Кстати, заправлялись только 92-м (местный 95-й грешит избытком антидетонатора, способного загубить свечи), но и тут внешний вид некоторых контейнерных колонок наводил на мысль, что происхождение и качество топлива, мягко говоря, довольно сомнительно. Порадовало, что ни один из пяти «Mercury» ни разу не подвел, иначе на безлюдных перегонах нас ждали бы серьезные проблемы. И очень жаль, что собратьев по увлечению на довольно длинном пути мы так и не встретили (пара явно браконьерских лодок — не в счет). Остается только надеяться, что с ростом флота многим «капитанам» вскоре надоест крутиться неподалеку от базы, и дальние походы станут более обычным делом — не потеряв при этом свой дух Приключения с большой буквы.



<< Вернуться к списку публикацй
.
  
 
История брендаНовостиТехнологииФотогалереяВидеоПубликацииТюнингКупитьПродать
Все права защищены (с) 2010 http://lodkimasterclub.ru. Создание сайтов - www.sitemir.ru